Общее определение релевантности звучит, как способность чего-либо соответствовать чему-нибудь. В поисковой оптимизации, под этим термином скрывается процент пропорционального соотношения количества ключевых запросов к остальным словам в тексте. Но такая «расшифровка» будет понятна исключительно опытным сеошникам и разработчикам поисковых систем.
Поэтому эксперты веб-студии EcKit решили объяснить, что такое релевантность простыми словами. Поговорим о том, что же на самом деле скрывается за этим словом, каким образом этот параметр влияет на поиск, по каким критериям определяется эта характеристика, а также узнаем о способах её повышения и методах проверки.
Чтобы понять, почему релевантность является одним из главных критериев СЕО, рассмотрим простейший пример. Вбивая в строку поисковика запрос «Лучший ювелир Санкт-Петербурга», пользователь надеется узнать имя этого человека, место его работы, почему его считают мастером своего дела и как связаться с ним для заказа услуги.
От чего зависит релевантность поиска?
Одно лишь наличие ответа на вопрос не делает страницу полезной. Представим, что вы попали к мастеру, но вместо конкретики вам приходится читать факты из его биографии, размышления о жизни и т.д. Вероятнее всего, нужная информация на странице есть, но она погребена под тоннами «бессмысленной» воды. И редкий пользователь захочет тратить своё время на её поиски, закрыв бесполезный материал. В этот момент, поисковики фиксируют «отказ».
Впоследствии, это влияет на поведенческие факторы и сказывается на позициях в выдаче: если большое количество людей закрывают страницу, едва на неё попав, продолжая поиск – вероятнее всего, высокие позиции были достигнуты незаслуженно.
С точки зрения оптимизаторов, на определение пользы влияет три параметра:
- Количество использованных ключевых слов;
- Ссылки, ведущие к вам с других страниц;
- Поведенческие факторы, описанные выше.
До недавних пор, первые два пункта влияли на позицию при определении ТОПа. Но с введением алгоритма Панда у Google, а также фильтров Минусинск и Баден-Баден от Яндекса, польза контента стала одним из определяющих факторов.
Внешние критерии определения релевантности
Польза сайта зависит от его авторитетности: чем больше ссылок ведёт на конкретный ресурс, тем больше вероятность того, что в процессе индексации поисковик воспримет его качественным с полезной, уникальной информацией. Для определения уровня и степени цитируемости, поисковики используют разные алгоритмы.
К примеру, в Google система оценки и ранжирования зовётся PageRank’ом, в то время как Яндекс использовал тИЦ и ВИЦ (тематический и взвешенный индексы цитируемости). Но в 2018 году, русские разработчики представили ИКС (индекс качества), оценивающий полезность проекта по ряду параметров, не описанных в первой версии алгоритма.
Внутренние критерии релевантности
Качественным показателем хорошего контента является грамотное использование ключей – фраз, по которым пользователи смогут найти ваш ресурс. Если определённое слово или словосочетание используется в тексте чаще остальных, оно определяется как ключевое. Когда запрос соответствует заголовку и встречается в тексте ближе к началу страницы – материал считается полезным и может претендовать на повышение позиций в поисковой выдаче.
Кроме того, при определении внутренней релевантности необходимо учитывать:
- Близость расположения ключевых слов в тексте;
- Использование синонимов, склонений, словоформ;
- Наличие ключей в мета-тегах, заголовках, подзаголовках.
Изначально, тексты писались под «роботов». Но с недавних пор, поисковики «невзлюбили» переоптимизированный контент, рекомендуя владельцам проектов создавать полезные материалы «для людей». Проверить, попадают ли ваши материалы в группу риска, можно с помощью различных онлайн-сервисов: семантического анализа на Advego, «Главреда» для очистки от «словесного мусора», а также «Тургенева», оценивающего степень риска попадания под фильтр «Баден-Баден».
Как повысить релевантность страницы сайта?
Факторов, влияющих на релевантность – много. Рассмотрим несколько советов, с помощью которых вы сможете «подтянуть» этот параметр под актуальные требования поисковых систем:
- Простой, понятный URL. Адрес страницы важен не только для поисковых ботов, а и для обычных пользователей, т.к. они тоже видят его в поисковой выдаче;
- Использование главного ключевика в title. При этом эксперты рекомендуют размещать его в начале тега;
- Добавление запроса в описание Description. С точки зрения поисковиков – абсолютно бесполезно, но важно пользователю, т.к. позволяет оценить результат поиска, не покидая страницу выдачи;
- Частота вхождения слов и фраз. Использовать ключевики нужно, но без фанатизма: чем чаще они встречаются по тексту, тем выше вероятность попасть под фильтр;
- Использование основного запроса в первом и последнем абзаце текста. Негласное, но всё же обязательное условие повышения;
- Размещение ключей в заголовках H1 – H2-H При этом они должны быть схожи по смыслу, но отличаться по написанию;
- Внутренняя перелинковка. Помогает улучшить показатели за счёт «подтягивания» полезных материалов по теме с самой статьи;
- Правильное форматирование. Лёгкость восприятия влияет на поведенческие факторы, что отражается на позициях в выдаче.
Проверка релевантности поиска
Увы, но конкретного сервиса, способного определить этот показатель, не существует. Ведь поисковые алгоритмы меняются из года в год. Тем не менее, проверить наиболее релевантную страницу в рамках одного проекта можно с помощью:
- Оператора «site:»;
- «Расширенного поиска»;
- Онлайн-сервисов (Majento, SerpStat).
Если в процессе изучения вы обнаружили, что продвигаемые страницы нерелевантны, воспользуйтесь рекомендациями, описанными выше!