Вне зависимости от направленности веб-ресурса, одним из важнейших инструментов для повышения его эффективности является правильное построение взаимосвязи между страницами. В отсутствие четкой, грамотной и логичной структуризации, сайт превращается в бессмысленный набор документов, ориентироваться в котором не смогут даже поисковые роботы, не говоря о рядовых пользователях.
Иными словами, путешествие в поисках нужной информации не должно «затягиваться» ни для человека, ни для поискового робота, имитирующего действия реального пользователя. Ведь терпение потенциального клиента не бесконечно, и не найдя ответа на свой вопрос он закроет вкладку и продолжит поиски, а боты Яндекса или Google не смогут завершить индексацию. Поэтому эксперты веб-студии EcKit решили собрать информацию о том, что такое, для чего нужна и как сделать правильную структуру сайта, поделившись ею с читателями нашего блога!
Что такое структура интернет-сайта?
Под этим термином подразумевают совокупность посадочных страниц, выстроенных в логически определенном иерархическом порядке. Грамотный подход к её построению обеспечивает простую и интуитивно понятную навигацию для пользователей, а также ускоряет процедуру индексации поисковым роботам, ускоряя «плановый» обход и сохранение в базе данных.
Поэтому продумывать и составлять её нужно на этапе создания, руководствуясь простейшей логикой. А возможность её изменения и корректировки поможет крупным, устоявшимся проектам: упрощение навигации ускоряет индексацию, улучшает позиции в топе выдачи, дает прирост трафика и повышает конверсию.
Правила создания структуры веб-сайта
К сожалению, определения «идеальной» структуризации в рамках одного проекта не существует, т.к. её построение зависит от:
- Направленности;
- Семантического ядра;
- Целевой аудитории.
Поэтому при её создании необходимо:
- Изучить услуги и товары, предлагаемые компанией;
- Собрать маркерные запросы, привлекающие трафик из поисковиков;
- Проанализировать конкурентов из топа выдачи;
- «Спарсить» все запросы, очистить от «мусора», собрать СЯ;
- Сформировать иерархию, опираясь на запросы потребителей.
Виды структур сайта
Для коммерческих, информационных, новостных проектов следует различать несколько основных типов структуры:
- Линейная, при которой информация отображается в виде цепочки, где одна страница плавно перетекает в другую;
- Линейно-разветвленная, строящаяся по аналогии с предыдущей, но предлагающей посетителю право выбора;
- Вертикальная, подразумевающая переход в любой раздел с «главной» напрямую;
- Горизонтальная, в виде теговых разделов, отражающих общие свойства, характеристики или сущность товаров/услуг.
При этом оптимизатор может экспериментировать, совмещая их по своему усмотрению (в случае, если это упростит перемещения для пользователя).
Требования к разработке структуры сайта
Разные поисковики выставляют разные условия, при которых ресурс будет считаться удобным. Так, Яндексу важно отсутствие дублей аналогичных URL при построении ссылки, привязка карточек к разделам и категориям, наличие внутренней перелинковки, карты ресурса и уникальных адресов для каждой из записей.
Google рекомендует:
- Избегать сложных, непонятных url;
- Использовать знаки пунктуации в ссылках;
- Создавать понятную схему адресов;
- Использовать слова вместо идентификаторов;
- Упрощать все, что можно упростить.
Соблюдение этих требований повышает скорость индексации, увеличивает вероятность попадания в топ поисковой выдачи, уберегает проект от попадания под фильтры и штрафные санкции.
Построение структуры сайта с учетом приоритетов и удобства
Хорошая структура обязана дать посетителю именно то, что ему нужно, не увлекая его в дебри. Поэтому прежде чем приступить к разработке, нужно ответить на три вопроса:
- Что ищут пользователи?
- На какие страницы переходят чаще всего?
- Как они связаны между собой.
Для этого можно воспользоваться системами аналитики. После выявления «популярных» материалов, размещаем их на самом видном месте. Создание удобной навигации, ориентированной на быстрое решение запросов пользователя – одна из основ оптимизации любого проекта.
Несколько советов по оптимизации и изменении структуры
При построении логической цепочки между страницами сайта можно руководствоваться определенными правилами и рекомендациями:
- «Три клика». Важная информация должна находится не далее, чем в трех кликах от главной (или другой важной) страницы. При этом важно помнить, что такая система построения актуальна далеко не всегда и в большинстве случаев используется при создании интернет-магазинов, работающих по системе b2b или b2c;
- Разбивка на категории. Яркий пример – каталог с карточками товаров. Упорядочить их можно тремя способами: пагинацией, кнопкой «показать все» или бесконечной прокруткой. При оптимизации обязательно закрывать их от индексации поисковиком, прописав в коде тег Nofollow или Rel=Canonical;
- Дополнение sitemaps.xml HTML-версией карты сайта. Применяется для крупных проектов, карта которых сложна для восприятия обычному человеку или при невозможности оптимизации в силу определенных обстоятельств и ограничений. Можно использовать и на небольших ресурсах с целью упрощения навигации для пользователей;
- Перелинковка. Публикуя новый контент, старайтесь оставлять ссылки на ранние статьи и публикации (если это уместно). Один из старейших оптимизаторских «трюков», работающих и по сей день.
При этом оптимизатор обязан отслеживать показатели систем аналитики для внесения корректировок в существующую иерархию через определенные промежутки времени.
Вы правы, структура положительно влияет на то, как поисковики сканируют и индексируют контент, но при этом она также влияет на пользователей. Восприятие сайта пользователями всё более неразрывно связано с ранжированием в поисковой выдаче. Спасибо хорошая статья. А то в интернете пока найдешь полезную информацию и мышку посадишь.