Своевременное реагирование на «обновление» алгоритмов поисковых систем является одной из первостепенных задач СЕО-специалиста. Ведь изменение требований к сайтам может повлечь за собой проседание позиций в топе поисковой выдачи, снизить посещаемость, повлиять на поведенческие факторы.
Поэтому эксперты веб-студии EcKit решили рассказать, по каким критериям классифицируют обновления в алгоритмах работы поисковиков, рассмотрев основные типы апдейтов Яндекса, т.к. по статистике, более половины россиян используют «отечественную ПС» и сервисы, связанные с ней.
Существует два подхода к отслеживанию очередного пересчета показателей:
- Анализ баз поисковых систем;
- Мониторинг результатов выдачи по выборке запросов.
С точки зрения оптимизации, следить за апдейтом нужно используя первый подход, т.к. появление «шторма» в результатах выдачи говорит о том, что предпринятые меры оказались неэффективными. Фиксируя обновления, необходимо обращать внимание на:
Текстовый апдейт
Событие, связанное с изменением базы текстов, принимающих участие в ранжировании. Во время пересчета показателей, система регистрирует коррективы в ранее проиндексированных, а также добавляет новые документы. Частота – раз в 3-8 дней. При сканировании, бот учитывает меры, предпринятые для оптимизации текстов, мета-тегов и Title. Зафиксировать его можно с помощью появления новых документов, не участвовавших в ранжировании ранее, в основном индексе.
Ссылочный апдейт
Изменение информации об анкорах (текстах), входящих ссылок и пересчет факторов, отвечающих за их учет. Фиксируется посредством появления новых документов, найденных с учетом текстов входящих ссылок (т.н. CHCC) в результатах выдачи. Методом проб и ошибок, экспертам удалось выяснить, что внешние и внутренние линки обновляются в разное время. Иными словами, они могут храниться в разных базах данных, что затрудняет процесс.
Апдейт поведенческих факторов
В ходе анализа, система пересчитывает статистику пользователей, учитывая информацию о том, сколько времени пользователи провели на странице результатов выдачи, самих сайтах и веб-окружении (социальных сетях, приложениях и т.д.). Фиксируется посредством «шторма» (резкого проседания) по нескольким сегментам релевантных запросов при условии, что каждая группа ключей имеет определенную степень влияния поведенческих метрик на ранжирование.
Кроме того, выделяют:
- Микроапдейты, регистрирующие небольшую часть поведенческой информации, которая не рассчитывается без привлечения сложных алгоритмов обработки, именуемых задачами антифрода;
- Глобальные изменения, фиксирующиеся не чаще одного раза в 4-9 месяцев. Затрагивают все критерии, по которым система вычисляет поведенческие факторы пользователей.
Апдейт статических факторов
Период пересчета «тяжелых» факторов ранжирования, в частности:
- PR (вИЦ, тИЦ, ИКС сайта);
- HostRank, BrowseRank;
- Иные показатели, влияющие на вес страницы.
Учитывая, что в процессе анализа статических факторов система задействует сложные алгоритмы расчета, не удивительно, что он проводится с периодичностью раз в 2-6 месяцев.
Апдейт классификаторов
В ходе проверки, система проводит перераспределение проиндексированных проектов по определенным типам. Она затрагивает:
- Сайты, используя демографическую, географическую, языковую привязку и т.д.;
- Документы, относя их к информационной, коммерческой, новостной, «взрослой» категории;
- Запросы, в зависимости от того, к какой категории относится поисковый запрос: найти или купить что-либо, заказать товар/услугу и т.д.
Чтобы увидеть, состоялась ли переклассификация, достаточно «промониторить» поисковую выдачу, обращая внимание на число найденных документов. Для этого можно воспользоваться «расширенным поиском» или использовать различные операторы.
Апдейты фильтров
Пересчет порогов и факторов антиспама. В ходе апдейта, ряд страниц, сайтов или документов могут попасть под санкции, понижающие их позиции при ранжировании. К списку основных алгоритмов вычисления проектов, продвигающихся серыми и черными схемами, можно отнести:
- Минусинск. Пересчет анонсируется разработчиками ПС в блоге Яндекса и социальных сетях;
- «Переоптимизация». Накладывается и снимается вручную, после проверки содержимого модератором;
- Накрутка ПФ, проводится вместе с текстовым. После выхода из-под санкций наблюдается существенный прирост трафика из поисковой системы;
- АГС, Баден-Баден и т.д. По аналогии с Минусинском, информация анонсируется в блоге разработчиков.
Следить за антиспам-фильтрами можно с помощью анализа результатов выдачи по выборке проверочных поисковых запросов, применяемых для страниц, ранее подвергавшихся штрафным санкциям.
Прочие виды апдейтов
Помимо роботов, ответственных за функционирование основного поиска, Яндекс использует дополнительные краулеры, отвечающие за картинки, видео, блоги и т.д. Кроме того, существуют боты, анализирующие качество вспомогательных элементов, улучшающих позиции сайта в топе выдачи. При этом каждый из них имеет свою частоту внедрения, вне зависимости от соседей. Индексаторы затрагивают:
- Картинки и изображения;
- Видео;
- Мультимедийные данные;
- Комментарии постов;
- Пиктограммы
Также, к этому списку можно отнести алгоритмы проверки сервиса Яндекс.Вебмастер, валидатор микроразметки, краулер мобильных сервисов, а также ботов Директа, сканирующих файл robots.txt.
В контексте продвижения, оптимизатор обязан следить за:
- «Зеркальщиком», отвечающим за склейку/расклейку и смену зеркал;
- Снипеттировщиком, анализирующим качество сниппета в поисковой выдаче;
- «Справочником», хранящим адреса и дополнительные сведения об организации.
Время от времени, Яндекс улучшает алгоритмы поиска: в период их переобучения или внедрения нового подхода к формированию топа наблюдаются значительные изменения результатов выдачи. Тем не менее, разработчики предупреждают об этом, публикуя соответствующую информацию в новостях.